Персональный сайт Гуру Ари Воядемы
         
 Основные разделы
   

 

Как с нами связаться
8(863) 238-24-99
 
8-928-90-11-867
 
8(863)232-04-40
 Статистика
 
   

 

 

 

Словарь мифологических имен.Обитатели первого мира.


В древнем ведическом эпосе, в Махабхарате, рассказывается о так называемых мифологических существах: нагах, гандхарвах, якшах, пишачах, ракшасах, апсарах, рудрах и многих других. У каждого свой вид и назначение. Знакомство с ними дает возможность сопоставить некоторые человеческие проявления и форму существования после смерти.
Для рождения человеком важно не допускать нарушений: того, что характерно сущностям первого мира. В противном случае возможно воплощение в этом виде с продолжением той же деятельности, потеря возможности родиться человеком на сотни и тысячи лет с длительной приостановкой духовного развития (которое наиболее интенсивно проходит у человека).

Словарь мифологических имен.
Обитатели первого мира.


АВИМУДХИ
Букв. "необольщенные", название особого класса риши-отшельников. 672 [15]

АГНИШВАТТЫ
Питары-домохозяева, потомки Агни, которые не приносят жертвы огню и не поддерживают огонь в домашнем очаге. 217 [11]

АДЖИ
Букв. "неродившиеся", "извечно существующие", название всемогущих существ в индийской мифологии. 672 [15]

АНГИРАСЫ
Класс полубогов, сыновей Неба, божественных певцов и жрецов. [7]
Мифический род обожествленных предков, жрецов, с которыми была связана магия Ахтарваведы. 397 [13]
Семь древних мудрецов (сыновей неба и богов). А. относятся к классу отцов. А. Считаются авторами IX мандалы "Ригведы". А. Обновляют мир, обладают жизненной силой. Происхождение их образа и имени в точности неизвестно, хотя А. уподобляются языкам пламени, вестникам, посланным на небо. Покровитель А. - Рудра. 79 [16]
А. Участвуют в нахождении солнца и утренней зари; правильного пути, света, священной речи, богатства и т. п. - с. 45 [18]

АПСАРА
Апсарас - "вышедшие из воды", в индуистской и ведийской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т.д.). В качестве женских духов вод и жен или возлюбленных гандхарвов, А. упоминаются в "Ригведе" (Х 123,5; 10,4 и др.) и "Ахтарваведе" (Х 9,9; ХI 6,4; 7,27)
А., как и другие духи, способны угрожать людям, насылая на них любовное безумие. В индуистской мифологии, А., оставаясь женами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Согласно "Рамаяне", они возникли при пахтании океана богами и асурами, которые, однако, не пожелали взять их в жены и они "стали принадлежать всем".
В пуранических мифах одни А. - дочери Кашьяпы, в других (10 или 11) - родились из воображения Брахмы, остальные были дочерьми Дакши. Число А. в пуранах - от 2-3-х десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
К высшему "божественному" разряду (дайвика) относятся А., находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асур, либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы их сделать равными богам.
А. обычно выступают прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами.
По эпическим представлениям, они ублажают в Сварге смертных воинов, павших героями на поле брани. [1]
В инд. мифологии А. - прелестные небесные девы или куртизанки, которые произошли из влаги морской при пахтании молочного океана богами и асурами для получения амриты (напитка бессмертия); нимфы. [2]
Небесная красавица, жена гандхарва. А. обладают способностями произвольно менять облик; наводят безумие, особенно любовное. А. - служанки Индры: на небе они предлагают воинам прохладительные напитки и всячески их развлекают; соблазняют отшельников, к которым посылаются богами. "Ап" + "сара" - "водяница", или "а" + "псарас" - без наслаждений". [3]
А. - водяница, райские красавицы, нередко по велению богов соблазняющие отшельников, искусные плясуньи. 549 [4]
А. - небесные девы, танцовщицы в райском мире Индры, доставляют на небо, павших на поле брани воинов, отдельными чертами подобны древнегреческим харитам, скандинавским валькириям. 294 [5]
Класс водяных нимф, жен демонов-гандхарвов. [7]
А. - санскр., "движущиеся в воде", их называют "изменчивыми", т.е. способными принимать любую форму. Это роскошные женщины, "дочери радости", с пышными длинными волосами и пахнущими сандалом грудями. Они искушают, обольщают будущих аскетов и отшельников. Наряду с этим, А. Ублажают погибших воинов после смерти. А. - символ индийской эротической культуры, в которой женщины могут играть такую же активную роль, как и мужчины. 45 [8]
А. - "прекрасноблуждающая", они любят игру в кости и содействуют удаче в этой игре. Веды относятся к А. как к обототням, заклинают их (вызывающих безумие). 465 [10]
А. - разряд небожителей, относящихся к классу "упадэвов", который состоит из 10 разрядов (семей) полубогов: Видьядхары, Апсары, Якши, Ракшасы, Гандхарвы, Киннары, Пишачи, Гухьяки, Сиддхи и Бхуты.- С. 108 [19].

БАРХИШАДЫ
Питары-домохозяева, потомки Агни, которые тщательно поддерживают огонь в домашнем очаге и приносят жертвы огню. 219 [11]

БХАНУ
Группа божеств, персонифицирующих солнце в его различных состояниях. 219 [11]

БХРИГУ
Класс полубогов, мифических жрецов огня.
Группа божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями ("Ригведа").
Жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, основателем которого является мудрец Б. 107 [1]

БХУТЫ
Бхуты - буквально - "бывшие". В индуистской мифологии демонические существа, приближенные к свите Шивы.
Иногда отождествляются с претами. Б. Обычно враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут быть также хранителями деревни или дома, где они поселились. По суевериям представляют Б. оборотнями, принимающими облик свиней, лошадей, великанов, карликов и т.д. [1]
Зловредные дьявольские существа, к которым относятся привидения, бесы, домовые, вурдалаки и пр. Согласно поверьям, они скрываются на деревьях. Посещают кладбища, пожирают трупы, сбивают с толку и губят людей. Созданные творцом в порыве гнева, они представляются слугами бога Шивы и окружают его. 305 [2]
Б. - духи, которым приписывается каннибализм, ассоциируются, а иногда и смешиваются с претами и другими разновидностями демонов (ракшасами, пишачами и др.). Во главе с Шивой появляются на поле брани и в местах погребений; реже их главой выступает Кубера. 294 [5]
Б. - злые духи, спутники Шивы; они блуждают по земле после смерти тела, если не совершены предписанные обряды. 219 [11]
Б. - существо; сущность (от бху - быть); духи низшего порядка, свита Рудры-Шивы: пишачи, ракшасы, махабхуты (элементали). 291 [14]

ВАЛАК-ХИЛЬИ (ВАЛАК-ХАЛЬИ)
В древнеиндийской мифологии мудрые карлики; классифицировались как одна из групп низших божеств и иногда включались в класс сиддхов. В. способны лететь быстрее, чем птицы; по одним мифам они живут в Гималаях, по другим - на солнце, где питаются солнечными лучами и являются стражами солнечной колесницы. В. почитаются за свою чистоту и добродетель; считается, что насмешка над ними не проходит безнаказанной даже для богов. 112 [1]
Разряд легендарных мудрецов-пигмеев, ростом с большой палец, коих исчисляется 60 000. Они благочестивые, препровождают колесницу Солнца, сверкая, как его лучи, и питаясь ими.
В. - название группы гимнов "Ригведы", название ришей, величиной с палец, связанных с Солнцем. 296 [2], 638 [15]

ВАРХИШАДА
В. - букв. "сидящий на жертвенной соломе", вид духов предков. 292 [14]

ВАТИКА
Воздушные (наземные) существа, буквально: "вызывающие ветер", полубоги, упоминающиеся наряду с сиддхами и чаранами. 325 [2]

Веталы
Злые духи, вампиры, живущие в деревьях и на кладбищах, способные вселяться в трупы. Вместе с бхутами и праматхами В. составляют свиту Шивы.
122 [18]

ВИДЬЮТА-ПРАБХА
Зарница, молния, "возникновение блеска", "блисковица", эти блисковицы назывались апсарами. 468 [10]

ВИДЬЯ-ДХАРЫ
В. - добрые духи воздуха, живущие между землей и небом в качестве спутников Индры, либо обитающие в северных горах, где они вместе с киннарами и якшами принадлежат к окружению Куберы. Обладая совершенным знанием магических обрядов, В. способны по желанию менять свой облик. Мужчины - В. славятся мудростью, женщины - красотой; и те, и другие часто вступают в браки со смертными. 123 [1]
Буквально - "носители знаний", разряд добрых полубогов, небесные гении. [2]
В. - держащий знание, обладатель знания, особые духи из свиты Шивы, пребывающие в Гималаях, хранящие тайну магий, часто употребляется как собственное имя ученого. 555 [4]
В. - обладатель ведовства (ведун); волхв; особые духи, чародеи из свиты Шивы. 293 [14]

ВИРУПАКША
" Безобразноглазый"; особые духи из свиты Шивы. [14]

ГАНДХАРВЫ (Ж.Р. - ГАНДХАРВИ)
Разновидность добрых полубогов, обитающих на небе и передвигающихся по воздуху. Благодаря чудодейственной силе своего музыкального искусства они имеют власть над женщинами, к коим питают большую склонность. В эпосе Г. почитаются как небесные музыканты, они прислуживают на пиршествах богов. Вишвавасу - царь гандхарвов. 294 [2]
Г. - небесные музыканты, служители богов, мужья апсар, водяниц и отцы лечебных корней, их знатоки. 295 [3]
В ведической древности Г. мыслились как небесные воины, впоследствии это представление вытеснилось, осталось представление как о небесных музыкантах. Можно думать, что Г. представлялись подобно кентаврам, полулюдьми, полулошадьми. [4]
Мифические полубожественные существа с некоторыми зооморфными чертами, небесные музыканты, способные летать по воздуху. Город гандхарвов - мираж, фата-моргана. 295 [5]
Г.- название класса низших божеств, первоначально лесных божеств, позже небесных музыкантов и виночерпиев богов; по буддийской мифологии, они обитают в низшем из шести божественных миров - небе четырех охранителей мира. [6]
Небесные демоны, связанные со светом, стражи сомы. [7]
Индийские полубоги, духи воздуха, "блеском подобные солнцу", покровители пения и музыки. Г. - мужья и любовники апсар, слуги богов и вечные враги нагов. В индусской тантрической традиции ассоциировались с эротикой, исцелением и экстазом. 119 [8]
Обычно говорится, что они живут в небе или поднебесьи, но иногда упоминается, что Г. живут и в воде, таким образом, они особенно связаны с Сомой-Месяцем, как их покровителем, который и сам изредка называется гандхарвой. 469 [10]
Их управитель - Варуна. Они и сами, в свою очередь, регулируют движение астеризмов; супруги небесных нимф апсар, они преследуют и земных женщин. Г. составляют "оркестры" на пирах богов, их "вождь" - Читраратха. 351 [12]
Класс небесных демонов, повелителей невесты до свадьбы. Гандхарвы представляли угрозу для женщин и после свадьбы. В Ахтарваведе они иногда выступают как оборотни, принимающие разные облики. 398 [13]
Вишвавасу - мифический владыка Г. на небе Индры. 665 [15]
В Ахтарваведе, где число Г. возрастает до нескольких тысяч, они - вредоносные духи воздуха, лесов и вод. 140 [18]
Г. относятся к классу "упадэвов" (см. Апсара)
Время их активного действия на земле, как у ракшасов и якшей, (бродящих по желанию) - сумерки и ночь (остальная часть суток предназначена для свободного хождения людей).
Г. обладают волшебным знанием, полученным от Ману через Сому и царя Г. Вишвавасу, с помощью которого, они (как и боги) могут видеть любое событие, а также любое существо в трех мирах. Они искусны в игре на музыкальных инструментах, пении и танцах.
В Пуранах упоминается "мир Г." - Гандхарва-лока. У Г. есть свой царь (Вишвавасу, Читрасена и др.), своя армия. Г. бывают мужского и женского пола и рожают детей, как и люди. - С. 115 [19].

ГАНЫ
Духи, сопровождающие Шиву, в послеэпический период их главой - властителем ганов - выступает сын Шивы - Ганеша. 295 [5]
Класс полубогов, служителей Шивы. [6]
Г., букв. "род, разряд" - условное обозначение разряда низших богов, полубогов и прочих существ. Г. состоят в свите Шивы, находятся под начальством Ганеши, бога мудрости. 636 [15]

ГЛАШАТАИ
Передающие вести, не смешивать с ватиками (полубогами). 330 [2]

ГУХЬЯКИ
Разновидность добрых полубогов, то же, что и якши. 272 [2]
Г. - тайный, скрытый, особые духи гор и пещер, хранители сокровищ владыки сокровищ Куберы, покровителя купцов и вайшьев. [4]
Полубожественные существа, составляющие наряду с якшами и киннарами свиту бога богатств Куберы. 295 [5]
Глава Г. - Реванта, сын бога Сурьи. 166 [1]
Г. - "потаенный, пещерный", название класса богов, хранителей кладов Куберы. Название происходит оттого, что эти духи прячутся в пещеры (пещерик, пещур). 470 [10]
Г. - "скрывающийся". [14]

ГХРИТАЧИ
Небесные девы. 222 [11]

ДЕМОНЫ-ЗМЕИ
Наги, ураги, махораги, разряды мифических существ-оборотней, населяющих подземные миры. 223 [11]

ДАЙТЬИ
Демоны, враждебные богам (сурам), асуры. Мифические существа, близкие к титанам греков. Индра ведет бой подобно тому, как Зевс с титанами. [3]
Д. - гиганты. Они тесно связаны с данавами. Д. - враги жертвоприношения. 348 [16]

ДАНАВЫ (Ж.Р. ДАНАВИ, ОТ "ДАНАВА")
В ведийской и индуистской мифологии класс демонов-асур. Д. связаны с водой и находятся при Варуне, в его подводном дворце. Их владыка - Випрачитти. 172 [1]
Разряд демонов (гигантов), как и дайтьи (титаны) - противники богов. [2]
Злой дух, потомок Дану от Кашьяпы. Демоны-гиганты, близкие к дайтьям. Часто данавов и дайтьев объединяют в общее - "асуры" (враги богов). [3]
Д. - род мифических существ, весьма близких к дайтьям. [4]

ДАСЬЮ
То же: даса, название демонов и племен, не почитавших арийских богов.
Д. Враждебны ариям и богам, они захватывают воды. Класс демонов, ведших борьбу с Индрой, который сокрушил Д. 296 [5]
Против Д. Выступает и Сома. 175 [18]

ДЖАМБХА
" Укус", "клык", "пожиратель", имя ракшаса, побежденного Кришной, а также разных других ракшасов. 472 [10]

КАЛАК-ХАНДЖИ
Разряд демонов, тождественных калакеям. 296 [5]

КИННАРА, КИМНАРА, КИМПУРУША
Букв. - "что за человек". Название мифических существ с туловищем человека и лошадиной головой. Позже отождествлены с гандхарвами. Киннаров часто связывают с Куберой - "владыкой киннаров". [4]
К. - горные духи с конскими головами. 296 [5]
Кимнара - "как бы человек" - название особых духов-оборотней их свиты Шивы. 302 [14]
Кимнары - "человекообразный", худшая сторона в человеке, "оборотень". К. - мифические существа в свите Куберы. 475 [10]
К. - разновидность небесных певцов и музыкантов, сопровождающих Куберу. 226 [11]
К. относится к разряду добрых полубогов. 635 [15]
К. - класс полубожественных существ, представляемых либо как люди с конскими головами, либо как птицы с головами людей. 651 [16]
Кимпуруша - мифические существа, с головой человека и туловищем льва. 646 [15]
Кимпуруша - существа полубожественной-полуживотной природы. 651 [16]

КРОДХАВАША
" Обуянный гневом", имя разных злых духов. 475 [10]

КХАРА
" Жесткий", "осел"; название разных птиц с резкими голосами, имя разных злых духов, в частности ракшаса, убитого Рамой, младшего брата Раваны. 476 [10]

МАРИЧИНЫ
Букв. - "пьющие лучи солнца, питающиеся лучами солнца", разряд мифических отшельников. 672 [15]

МАРУТА
" Бог ветра, бури" (их 7 или 9; или 10). М. сливаются с другим олицетворением ветра - Рудрой. Позже марутов стали отождествлять с рудрами. [3]
Маруты - довольно значительная группа ведийских божеств-близнецов, связанных с бурей, грозой и молнией; происходят от Рудры и Пришни, коровы, олицетворяющей грозовую тучу. М. являются помощниками Индры-воителя в его борьбе с различными демонами (см. Ригведа, 1975, с. 297). 297 [5]
Маруты или Рудры - групповые боги бури, грозового дождя, молнии. [7]
М. - боги бури и ветра, которые занимали выдающееся место в ведах и представлялись друзьями и союзниками Индры. Они считаются сыновьями Рудры, бога бури, сыновьями или братьями Индры, сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами. 633 [15]
М. - братья-близнецы, одинаковые, единодушные. М. изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие - золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи. Они мчатся на колесницах, запряженных антилопами или лошадьми по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного. Тогда они ужасны, дики, полны гнева. М. изливают дождь (иногда пот, жир, мед, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют. У них просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства. Толпа М. обычно сопровождает Индру, особенно на битву. М. - воины, но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре. Они искусны в колдовстве, творят чудеса. 350 [18]

МАРУТВАТЫ
" Сопровождаемые ветрами", т.е. Индры - в Пуранах - изредка упоминаемый разряд божеств, может смешиваться с богами ветра - марутами. 227 [11]

НАГИ
В индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги принадлежат подземному миру Патала, где они стерегут несметные сокровища земли.
Наги чтятся как мудрецы и маги, способные оживлять мертвых и менять свой внешний вид.
В человеческом облике Н. часто живут среди людей, причем их женщины-нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев.
Наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши.
Н. могут превращаться в человека. Нередко они вступают в любовные отношения с мужчинами и женщинами.
Н. часто гневаются. Считается, что их дыхание ядовито и взгляд может принести смерть.
Два класса нагов: живущие в воде (реках и морях) и на суше.
В буддистской мифологии - змееподобные полубожества
У Лао особо выражена функция Н. как духовных защитников страны. [1]
Н. - змеевидные демоны, относящиеся к разряду полубогов. У Н. лицо человеческое, а хвост змеиный. Змеи - Наги населяют подземный мир - Паталу. Их повелитель - Вамана. Цари змей - Шеша, Васуки, Такшака. 310, [2] [1,2]
Н. - "змей", "слон" - особые мудрецы, полубоги. [3]
Н. наделены большой силой и чудесными способностями, обитают под горой Меру. [6]
В индустской мифологии: змееподобные полубоги водной стихии и подземного мира. Считается, что наги населяют озера и прочие водоемы, где они хранят свои сокровища. В мифологии ваджраяны Н. выступают хранителями истин буддизма. 327 [8]
Н. - "змей мудрости", мудрец-чародей, обитатель подземного царства. 306 [9]
Н. - "змей", "слон" (по змееобразному хоботу), особые мифические существа, они входят в свиту богов. [14]
Считалось, что столицу Лаоса охраняют 12 нагов. По указанию Н. был построен Вьентьян. Н. в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой - плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Н. переход из рек во внутренние водоемы для обеспечения плодородия полей. Эти духи вод могут превращаться в людей. Они живут у слияния рек, на порогах, обитают также в скалах. - С. 384 [18].

НИВАТИ-КАРВАЧА
" С непроницаемой броней", название рода данавов или дайтьев. 478 [10]

ОТЦЫ
Души умерших предков, в честь которых совершались поминальные обряды; живут на высшем небе, возглавляемые царем умерших Ямой. Они нередко отождествляются с древними ришами. [7]
" Отцам" совершаются жертвоприношения во время поминальных обрядов. 399 [13]

ПАНИ
" Скупец" - демоны, прячущие коров и богатства от арийских богов. [7]
Название группы демонов или демонского племени, врагов Индры. Упоминается о сокровищах пани, о скрытом ими в коровах жире. Сома отбирает у П. быков. В "Ригведе" П. угоняют коров на край света и укрывают их в горной пещере. П изображаются как лживые, лишенные веры и культа существа. - с. 426 [18].

ПИТАРЫ
" Отцы", божественные предки, живущие после смерти в небесном мире богов (третьем небе). - с.297 [5].
П. или питри - духи, души усопших предков. 614 [15]
Культ П. играл особую роль в погребальных обрядах, относящихся к богу смерти Яме, "господину над П.". Под П. обычно понимают первых, древних прародителей, проложивших путь, по которому следуют и недавно умершие. Различают следующие группы П.: вайрупы, навагвы, ангирасы, ахтарваны, бхригу, васиштхи. Особенно близки к Яме ангирасы. По "Ахтарваведе" П. населяют воздух, землю и небеса. Они пируют с Ямой и другими богами, участвуют в жертвоприношении сомы (проявляют любовь к напитку). Их просят о богатстве, потомстве, долгой жизни. Говорится и об их космических действиях (они украшают небо звездами, устанавливают тьму и свет, порождают зарю, обнаруживают спрятанный свет). П. бессмертны, о них говорят как о богах, хотя пути их различны и мир П. (питрилока) противопоставлен миру богов (сварга лока). Согласно "Ваю-пуране", первые П. были сыновьями богов. Иногда П. называют десятерых Праджапати, прародителей людей. - с. 442 [18].

ПИШАЧИ
В древнеиндийской мифологии злобные и вредоносные демоны, насылающие болезни, нападающие на людей и питающиеся их мясом и кровью. В поздневедийской мифологии П. - один из трех классов демонов (наряду с ракшасами, с которыми они иногда идентифицируются, и асурами), противостоящих трем классам благих существ: богам, людям и питарам. П. обычно рассматриваютcя как проклятые души питаров-предков. 443 [1]
Злые духи, самые гадкие и злобные существа. Согласно мифам, П. были созданы Брахмой вместе с асурами и ракшасами из случайных капель воды, отпавших от капель, из коих были созданы боги, люди, гандхарвы и др. существа 295 [2]
П. - "пожиратель мяса", "упырь", "нежить", злые духи из свиты Шивы. Самые низкие после ракшасов существа. Пишачам приписывается людоедство. [3]
Пишача - "упырь, вурдалак", жен. род - пишачи; от глагола pic - "свежевать". [4]
П. - демоны, пожиратели трупов. 298 [5]
П. - класс демонов, питающихся человеческим мясом. [6]
П. - злые духи, блуждающие огни; пишита - рубленое мясо; пишиташана - мясоед, ракшас, волк. 478 [10]
П. - один из разрядов демонов золотистого цвета, которые отличаются особой хищностью, "специализируются" в пожирании трупов. 352 [12]
П. - вид злых духов, связанных с умершими; пожиратели сырого мяса и трупов, губители людей. 399 [13]

ПРЕТЫ
Др. инд. - "ушедший". В древней индийской мифологии духи умерших в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остаются жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определенный ритуал, чтобы П. не стали бхутами, демонами из свиты Шивы, но соединились с питарами в небесном царстве.
В буддийской мифологии П. - духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, например, не смотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где живут П.), П. не могут насытиться, ибо животы их огромны, а рты не более чем игольное ушко.
Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми. [1]
П. - название разряда духов, связанных также с враждебными человеку бхутами, пишачами, ракшасами, олицетворяющих души умерших (тогда как питары - души давно усопших предков). 298 [5]
П. - призрак, злое существо, дух мертвеца, потомки которого не совершают обрядов почитания предков. Существа с огромными животами и крошечными ртами, обреченные страдать от голода и жажды. [6]
П. - букв. "усопшие", тени умерших, которые представляются в виде скелетов. По религиозным представлениям хинду, преты питаются остатками пищи, получаемых от живых, и обитают в грязи, моче и испражнениях. Состояние претов для большинства душ почитается временным и оканчивается новым рождением, за исключением больших грешников, кои остаются претами навсегда. 659 [15]

РАКШАС (Ж.Р. РАКШАСИ)
Древне индийское: " те, кто охраняет" или "те, от кого хоронятся". Ракшасы выступают, главным образом, врагами людей, (в отличие от асуров - соперников богов).
В ведах Р. - ночные чудовища, преследующие людей и мешающие жертвоприношениям; они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазы, с несколькими головами, рогатые (АВ VIII 6), либо принимают обличье зловещих зверей и птиц (РВ VII 104).
В эпосе и пуранах Р. - великаны-людоеды, длиннорукие, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками.
Согласно Махабхарате (I 66), Р. - потомки Пуластьи, по древним версиям их создал Брахма, чтобы "охранять" первозданные воды.
В Рамаяне царь Р. - Равана. Во многих мифах ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятью становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа.
Эпитеты Р.: нишичары ("странствующие в ночи") и ятудханы ("бродяги"). С Р. часто идентифицируются другие виды злых духов, например, пишачи. 464 [1]
В инд. мифологии обычно разряд злых полубогов, злые духи, демоны. По своей природе и нраву они делятся на три группы:
1) ракшасы, подобные якшам, т.е. добрые полубоги;
2) ракшасы, подобные дайтьям и титанам, т.е. противники богов;
3) ракшасы в общепринятом значении этого слова, т.е. демоны, злые духи, недруги, всячески досаждающие людям. 256 [2]
Злой дух, людоед. Живут обычно в лесу и вредят отшельникам, за что бывают избиваемы (Рамой, Пандавами) [3]
Р. - от глагола "ракш" - вредить. Р. вредят отшельникам и всем, кто попадает в лес. Р. могли принимать образ яти (отшельника, занимающегося самообузданием, как Равана при похищении Ситы). [4]
Р. - демоны-людоеды, нападающие из ночной тьмы. [5]
Р. пожирают трупы и живых людей. [6]
Р. - демоны-оборотни, принимающие разные облики, летающие по ночам, вредящие людям, жертвоприношениям. [7]
Р. - название особого злого духа. Возможно, что так арии называли дикие племена людоедов, живших в лесах до прихода ариев. [9]
Р. - "вредящий", ночная нежить, чудовище, нарушающее жертвоприношения и вредящее благочестивым. 480 [10]
Р. покушаются на женщин, губят человеческие зародыши, съедают человечье мясо, поражают болезнями. 399 [13]
Р. - "полуночник". Им приписываются разные сверхъестественные свойства; способность мгновенно проявляться и исчезать и пр. 311 [14]
Р. - разновидность злых полубогов. 633 [15]
Р. - назряд небожителей, относимых к так называемым "упа-дэвам" (см. Апсары). По одной из точек зрения, Р. возникли от гнева Брахмы (см. Якши). Есть несколько видов болезней, так или иначе связанных с Р. (Ракшаса-Граха - особый вид безумия). - С. 151 [19].

БРАХМА-РАКШАСЫ
Буквально - "духи брахмана", - особый разряд ракшасов, злых демонов или духов, которые в течение жизни брахмана потворствуют его слабостям, похищают чужих жен и имущество брахманов. 304 [2]

РИШИ
Учитель, мудрец, 4 класса риши: 1) высший учитель богов или учитель-бог;
2) Брама-риши - учитель-брамин; 3) раджа-риши, учитель-раджа, кшатрия;
4) махариши - великий риши. [4]
Р. - поэты, певцы, прозорливцы, создавшие гимны Ригведы и хранившие их в своих семьях, передавая устно из поколения в поколение, посредники между богами и людьми. Семеро риши - мистическая группа обожествленных предков, идентифицируемых со звездами Большой Медведицы. [7]
Р. - "пророк", "слагатель гимнов". Времена Р. - "золотой век". Позже Р. становятся сверхземными существами, не подверженными физическим законам: они по желанию пребывают на небе, на земле, в подземном царстве, поучают богов и людей, могут появляться и исчезать, как духи. 480 [10]
Р. выступают как семь древних жрецов, прославляющих Индру, или семь хотаров, принесших вместе с Ману первую жертву богам, а также создавших чудовище для борьбы против врагов. Им приписывается составление отдельных частей "Ригведы". Р. выступают как основатели философских систем, аскеты, грамматики и др. - с.384 [17], 469 [18]

РУДРЫ
В древнеиндийской мифологии класс божеств, связанных с Рудрой. Первоначально Р. было восемь: Бхава, Шарва, Пашупати, Угра, Махадева, Рудра, Ишана, Ашани, потом одиннадцать: Махан, Махатман, Матиман, Бхишана, Бхаямкара, Ритудхваджа, Урдхвакеша, Пингалакша, Ручи, Шучи, Рудра ("Айтарейя-брахмана", "Шатапатха-брахмана") и тридцать три ("Тайттирия-самхита Яджурведы I 4, 11, 1). Обычно отцом Р. считается Рудра. Иногда с Р. отождествляются маруты. 471 [1]
Буквально - "ревуны"; в инд. мифологии группа из 11 божеств, олицетворяющих бурю и предводительствуемых Шивой. 259 [2]
Рудра - "ревун", глава (предводитель) марутов, богов ветра, грозы. В Ведах 10 рудр, Шива - 11- й. Упоминается в гимнах "Ригведы". [3]
В ведическое время Рудра связывался с марутами, вплоть до отождествления с ними. Позднее образ Рудры стал сливаться с Пашупати (Шива). [4]
Рудра - бог бури, отец Марутов, воплощение разрушительной силы, одновременно и исцелитель, связан с идеей плодородия и жизни. [7]
Р. - разряд небожителей, который относится к классу ганадэвов. Он состоит из 9 разрядов (семей) богов: Адитьев, Вишвадевов, Васу, Тушитов, Абхасваров, Анилов, Махараджиков, Садхьев и Рудр. - С. 115 [19].

САДХЬИ
Разряд полубожеств, перечисляемых в эпосе наряду с сиддхами среди других небожителей. 298 [5]
Буквально: "преуспевшие", название низших божеств-полубогов, которые отличаются высокой чистотой и благочестием. 306 [2]
С. представляются олицетворениями религиозных обрядов и ведических молитв. 614 [15]

СИДДХИ
С. - буквально "преуспевшие", разряд добрых полубогов, отличающихся чистотой (внутренней и внешней) и благочестием. Сиддхи населяют небесные сферы между небом и землей. 267 [2]
Сиддха - "достигший", "преуспевший", разряд полубогов, обитающих в небесных сферах между Луной и Солнцем, название совершенных, блаженных в мире Индры. [3]
Разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства. 299 [5]
В силу своей исключительной святости и благочестия, сиддхи обладают сверхъестественными способностями. [6]
С. (др.-инд., "совершенный"),
1) в индуистской мифологии полубожественные существа, обитающие в воздушном пространстве - Антарикше и отличающиеся чистотой и святостью. Согласно пуранам, число С. доходит до 88000 и они владеют восемью сверхъестественными свойствами: становиться бесконечно малыми и большими, предельно легкими или тяжелыми, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять своей воле предметы и время и добиваться верховной власти над миром.
2) В джайнской мифологии дживы, достигшие освобождения (Мокша). Отделяясь от кармического вещества, С. лишаются, за исключением "абсолютной праведности", "абсолютного воззрения" ("абсолютного познания" и "сиддхости"), невозможности пасть назад в сансару. Несмотря на абсолютность своих атрибутов, С. сохраняют индивидуальность, а не сливаются с какого-либо рода "абсолютным духом", богом и т. п. По мнению джайнов, С. по достижении освобождения взлетают вертикально вверх до высшей точки вселенной, "места С.", Сиддхакшетры. Эта обитель освобожденных душ, именуемая также Сиддхашила и Ишатпрагбхара, располагается над небесами Ануттара (см. Урдхвалока) и имеет форму диска диаметром в одну йоджану. 499 [1]
С. - "достигший", название блаженных в мире Индры. [10]
С., согласно индийской мифологии обитают в небесных сферах между землей и солнцем. 654 [15]

Титаны
Архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми ее катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Проявляется как их первобытная дикость, так и героизм и мудрость в гармонии с космосом в олимпийский период. - с. 514 [17], с. 542 [18].

ТРИТА
Низшее божество, упоминаемое иногда в Ригведе. 642 [15]

УШМАПА
" Пьющий пары, дым", особый вид навий, покойников. [10]

ЧАРАНЫ
Разновидность добрых полубогов, небесные певцы. [2]
Ч. - "странник", "певец". [3]
Мифические небесные певцы, панегиристы богов. 299 [5]

ЯКШИ (Ж.Р. ЯКШИНИ, ЯКШИ, ОТ "ЯКША")
В древнеиндийской мифологии Я. - полубожественные существа. Отец Я. - либо Пуластья, либо Брахма, из стопы которого, согласно "Вишнупуране", они родились одновременно с ракшасами. В отличие от ракшасов, с которыми они обычно враждуют, Я., как правило, благожелательны к людям. Эпитеты Я. "итараджана" - "другие люди" и "пуньяджана" - "чистые люди" впервые встречаются в "Ахтарваведе" (VIII 10, 28; XI 9, 24 и др.). Я. изображаются иногда сильными и прекрасными юношами, иногда - карликами с отвислыми животами и короткими руками и ногами. Они слуги бога богатства Куберы, охраняют его заповедные сады на горе Кайласе и сокровища, зарытые в земле и горных пещерах.
Судя по внешнему облику и их функциям, Я. - божества хтонического происхождения, имеющие отношение к плодородию.
В буддийской мифологии группа полубожеств во главе с локапалой Вайшраваной. Считается, что особенно опасны людям Я. женского пола, которые едят человеческое мясо и пьют кровь детей. 648 [1]
Я. - добрые полубоги. Они составляют свиту Куберы - бога богатства и почитаются хранителями его сокровищ. 308 [2]
Я. - второстепенный дух, служитель богов. Якши близки к гномам, они образуют свиту владыки сокровищ Куберы, иногда они представляются в виде гениев, облаков, воинов небесной рати. [3]
Я. - от глагола "якш" - стремиться вперед, реять. Я. - особые духи, "хозяева местности": источника, леса, горы; любители сокровищ. Я. Образуют, наряду с гухьяками свиту Куберы. К людям Я. относятся неровно: то благосклонно, то враждебно. [4]
Я. могут по желанию принимать любой облик, могут достигать нирваны (в буддизме), обучают предохраняющим чарам. 121 [6]
Я женского пола (якшини) неизменно прекрасны и милы;
они - непременные персонажи эротических скульптурных изображений в индусских храмах. Якши считаются духами плодородия, здоровья и благосостояния. 525 [8]
В мифологии ваджраяны якшини имеют облик жутких демониц, которые пьют человеческую кровь. Очевидно, они представляют собой местных языческих "фей", переосмысленных с точки зрения буддизма.
Я. - особые (благожелательные) духи природы; небожители более низкого, чем боги, ранга. [9]
" Якш" - двигаться, проявлять жизненность. Я. - "живущий", мифические существа, призраки из свиты Куберы. 486 [10]
Я. преимущественно благосклонны к людям, но иногда сближаются с демонами, составляющими свиту Шивы; их женщины якшини сопровождают Парвати и не чуждаются связей со смертными. 353 [12]
Я. - мифическое существо, дух из свиты богов; Я. упоминается наравне с гандхарвами. 323 [14]
Возникновение Я., по одной из версий, исходит от Брахмы. Когда он, в период Крита-Юги излагал Веды, он сильно проголодался и (от этого) прогневался. Тотчас от его чувств возникли сущности: от гнева - ракшасы, от голода - якши. Владыкой Я. является Кубера.
Имеются болезни, связанные с Я.: особый вид безумия (Якша-Граха), туберкулез (Якшма или раджа-якшма) - С. 158 [19].

ЯТУДХАНЫ
Разряд духов-оборотней, объединяющихся с ракшасами, бхутами и т.д. 299 [5]
Яту - нежить, злой дух, принимающий разные формы. [10]


Для справок

Брахманский брак - один из восьми видов брака, различавшихся по законам хинду, когда девушка, украшенная драгоценностями, отдавалась родителями жениху без выкупа или подарка со стороны последнего.
Божеский брак - один из видов брака, когда девушка отдается замуж жрецу во время совершения жертвоприношения.
Брак, свойственный древним риши - такой вид брака, при котором от жениха берется выкуп в виде двух коров.
Брак, свойственный Праджапати - такой вид брака, когда родители отдают девушку жениху, не получая от него вознаграждения, и говорят: "соблюдайте свои обязанности в согласии".
Брак по способу асуров - такой вид брака, при котором жених платит выкуп родителям или родственникам невесты.
Брак по способу гандхарвов - свободный брак, основанный на любви и согласии, совершается втайне, без ведома родителей и родственников, без всяких обрядов.
Брак по способу ракшасов - букв. "дьявольский" вид брака, при котором девушку насильно похищают, после того, как побеждают или убивают в сражении ее родителей или родственников.
Брак по способу пишачей - последний из восьми видов брака, считающийся наиболее низким, когда любовник овладевает девушкой во время ее сна, опьянения или потери рассудка" [15].


Литература

1. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
2. Махабхарата. Книга 9. Шальяпарва (Изд. подготовил В.И. Кальянов.). М.: Ладомир, 1996. - 352 с.
3. Бхагавад-гита (как она есть). Пер. с санскрита и комментарий Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. М.-Л.: Бхактиведанта Бук Траст, 1984. - 832 с.
4. Махабхарата. Лесная. Изд. 2-е. Ашхабад: Ылым, 1989. - 584 с. ( "Лесная", "Хождение по криницам")
5. Махабхарата. Книга восьмая.О Карне (Карнапарва). Пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 326 с.
6. Джатаки, или сказания о подвигах бодхисаттвы. Пер. с санскрита О.Ф. Волковой. СПб.: Изд. Чернышева, 1993. - 136 с.
7. Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1995. - 743 с.
8. Энциклопедия тантры (Сост. В. Нугатов)- М.: Локид; Миф, 1999. - 592 с.
9. Ригведа. Мандалы I - IV. М.: Наука, 1989. - 767 с.
10. Махабхарата. Эпизоды из книг III ("Горец"), V. Изд. 2-е. - А.: Ылым, 1985. - 488 с.
11. Вишну-Пурана (пер. с санскрита) кн. 1, С.ПБ.: Изд. ОВК., 1995. - 256 с.
12. Сутры философии санкхьи. Изд. Подгот. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997. - 364 с.
13. Ахтарваведа (избранное). М.: Наука, 1976. - 406 с.
14. Махабхарата. Выпуск V, кн. 2. Нараяния. Изд. 2-е. Перевод, примечания и толковый словарь акад. Б. Л. Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1984. - 326 с.
15. Махабхарата. Адипарва. (Книга первая). Пер. с санскрита и комментарии В.И. Кальянова. / Под ред. акад. А.П. Баранникова. М.: Ладомир, 1992. -
735 с.
16. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия, 1991, - Т. 1. А-К. - 671 с.
17. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия, 1991, - Т. 2. К-Я. - 719 с.
18. Мифология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред.Е.М.Мелетинский. - 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.
19. Ар Сантэм, Ар Клоз. Введение в индийскую мифологию (Основанное на сказаниях Пуран и Махабхараты). М.: Институт Йога Гуру Ар Сантэма, 1999. -197 с.

 

 

2005г. disign by Hardobas  
Hosted by uCoz